Олигофрения

Олигофрения – врождённая или приобретённая до трёхлетнего возраста умственная отсталость, вызванная патологией головного мозга. По международной классификации заболеваний в 10-й редакции относится к группе психических расстройств и расстройств поведения. Объединяет в себя подгруппу заболеваний разной степени отсталости под кодом МКБ F70-F79.

Синонимы

В Международной классификации, действующей на данный момент, термин олигофрения заменен на умственную отсталость. В практике американских врачей используют следующие названия:

  • интеллектуальная инвалидность;
  • нарушение интеллектуального развития;
  • пограничное интеллектуальное функционирование.

В русскоязычной медицинской литературе можно встретить термин «малоумие».

В девятой редакции Международной классификации заболеваний олигофрению разных степеней называли:

  • лёгкая – дебильность;
  • умеренная – нерезко выраженная имбецильность;
  • тяжёлая – выраженная имбецильность;
  • глубокая – идиотия.

Сегодня врачи пользуются только степенями умственной отсталости.

Общая информация

За интеллект человека отвечает кора головного мозга. Основная нагрузка приходится на лобный, височный и теменной участок, расположенные с левой стороны, и ассоциативные связи между ними. Кора головного мозга представляет собой слой серого вещества, состоящего из клеточных тел нейронов. Здесь происходит высший анализ и синтез нервных импульсов, получаемых от всех органов, рецепторов.

Кора представляет собой многослойную структуру, созданную десятками миллиардов клеток. При средней толщине около 3 мм, кора весит более 80% от массы всего головного мозга и отвечает за самоконтроль, постановку задач и поиск их решений, приобретение новых навыков.

Активное формирование коры головного мозга начинается на 3-4 месяце внутриутробного развития. В этот период развиваются борозды, которые увеличивают площадь поверхности. Формируются отдельные участки не равномерно, на их развитие оказывают влияние уровень гормонов в крови матери, других веществ, которые попадают в организм извне. К моменту рождения на коре образуются не только первичные, но и вторичные борозды. Эти формирования выражены не четко и продолжают развиваться после рождения.

Количество нейронов в головном мозге новорожденного не уступает числу этих клеток у взрослого человека. Особенностью является морфологическая недоразвитость нейронов у малыша. Слои в коре тонкие, слабо различимые между собой, а их центры еще не сформированы. Серое и белое вещество головного мозга ребёнка не дифференцировано, соотношение между ними начинает резко меняться после рождения и уже к 4 месяцам достигает пропорции, характерной для взрослого человека. Это один из самых ответственных периодов в жизни малыша.

Клеточное строение коры у ребёнка начинает напоминать цитоаритектонику взрослого человека к 1,5- 4 годам. Уже в годик структура головного мозга приближается к своему зрелому состоянию. Кора головного мозга может быть повреждена, вследствие генетических факторов, перенесённых заболеваний, токсикологического воздействия. Патологические изменения становятся причиной отсталости в развитии психики или её неполного формирования. Это выражается в слабых умственных способностях, плохой приспосабливаемости к социальной среде, неконтролируемых эмоциях.

Заболевание является следствием сложных процессов, происходящих в головном мозге человека. Ребёнку с олигофренией необходимо лечение, специальный подход к развитию. Без медицинской помощи наступает глубокая фаза умственной отсталости, человеку в этом состоянии нужен постоянный уход, так как он не сможет себя обслуживать.

Статистика

Заболевание оказывает влияние на социум, так как больные с умственной отсталостью не трудоспособны, а при тяжёлой и глубокой форме заболевания требуют постоянного внимания со стороны родственников. Больной с психическими аномалиями может стать причиной конфликта с окружающими, создаёт для близких ситуацию постоянного стресса, что приводит к неврологическим заболеваниям.

Точные статистические данные о числе больных умственной отсталостью получить сложно. В развитых странах к олигофрении относят приобретённые заболевания в раннем детстве, а в государствах со слабо развитой медициной есть трудности в диагностики. Проведённые исследования свидетельствуют, что в индустриальных странах число зарегистрированных больных с диагнозом олигофрения варьируется от 1 до 2,7%. Это число стабильно растёт, что связывают с плохой экологической обстановкой, снижением смертности у детей в раннем возрасте с проблемами центральной нервной системы.

Врачи в большинстве случаев – до 89% - регистрируют легкую форму олигофрении. Это становится причиной того, что выявляется заболевание не в первые годы после рождения, а в период от 7 до 19 лет, когда ребёнок идёт в школу или в учебные заведения высшей школы, профессионального звена. Умственной отсталостью чаще страдают мужчины, их количество среди больных в 1,5-2 раза больше, чем женщин.

Заболевание не поддаётся полному излечению, за исключением умственной отсталости, вызванной нарушениями обмена веществ. Несмотря на это, специальные реабилитационные программы, социализация, методики развития позволяют заметно улучшить работу мозга при выявлении олигофрении на ранней стадии.

Причины возникновения

Причинами олигофрении могут стать следующие группы факторов:

  • генетические – передающиеся по наследству или приобретённые проблемы с генетическим кодом. Среди зарегистрированных случаев хромосомные аномалии становятся причиной 50% тяжёлых форм заболевания. Трисомия, дефекты плеча хромосомы приводят к таким патологиям, как синдром Дауна, Вильямса. Проблемы с импринтингом участков хромосом вызывают синдромы Прадера-Вилли и Ангельмана. Нарушение функций отдельных генов приводят к аутизму или синдрому Ретта. Всего у человека около тысячи генов, проблемы с которыми могут стать причиной олигофрении;
  • патологические – недоношенность плода, родовая травма или асфиксия у ребёнка во время родов становятся причиной олигофрении. Заболевание могут вызвать инфекции, поражающие структуры головного мозга. Сильное влияние оказывают тяжёлые травмы головы и гипоксия головного мозга в раннем возрасте;
  • токсикологические – поражение плода токсинами химической или биологической природы, физическое воздействие поражающими факторами. Сильное ионизирующее излучение, наркотические вещества и алкоголь, сифилис и вирусные инфекции во время беременности становятся причинами олигофрении.

Педагогическая запущенность ребёнка в первые три года его жизни может стать причиной умственной отсталости. Это характерно для неблагополучных семей, в которых новорожденные предоставляются сами себе.

Симптомы

Особенностью олигофрении стало разнообразие проявлений в эмоциональной, волевой, умственной, познавательной сфере. Больные способны к развитию, но у всех оно осуществляется по-разному. Это выражается в замедлениях, отклонениях, появлении различных патологий. Среди общих симптомов, которые проявляются у детей в разном возрасте, у подростков и взрослых можно выделить:

  • замедленное умственное и физическое развитие;
  • нарушение речи;
  • деструктивное абстрактное мышление – больные не могут дать понятие многим словам, пояснить, как одним словом назвать предметы из общей группы;
  • проблемы с узнаванием людей, распознаванием предметов;
  • сложности в освоении счёта, письма;
  • проблемы с самообслуживанием;
  • повышенная подчиняемость чужим людям, внушаемость;
  • беспричинные вспышки сильных эмоций.

У больных слабый интерес к окружающим, к происходящим событиям.

В раннем возрасте у детей характерными признаками олигофрении является:

  • непропорциональное развитие головы, лица, тела;
  • постоянно бледная кожа;
  • ярко выраженная слабость;
  • признаки фенилкетонурии – нарушенный метаболизм кислот, который выражается в частом срыгивании, рвоте, появлении экзем. У ребёнка случаются судороги, а моча и кожа имеют характерный запах плесени;
  • глаза имеют атипичный светлый голубой цвет.

Многие дети с умственной отсталостью страдают энурезом, тяжело идут на контакт с ровесниками, плохо усваивают социальный опыт. В дошкольном возрасте больные не проявляют интерес к играм, рисованию, работе с конструкторами. Дети действуют хаотично, неадекватно ситуации, так как у них не развито сенсорное восприятие. Волевые процессы не зрелые: малыши действуют импульсивно, у них отсутствует инициативность и самостоятельность.

К какому специалисту обратиться?

С проблемами развития ребёнка в раннем возрасте можно обратиться к педиатру. Точный диагноз ставит невролог: этот специалисты занимается лечением больного. При обнаружении симптомов заболевания в школьном и подростковом возрасте необходимо сразу обратиться к больному. На приём пациента приводит близкий человек, лучше всего, если это будет мать.

Специально готовиться к визиту не требуется, необходимо вспомнить даты и характерные признаки первых симптомов, которые вызвали тревогу. На приёме врач собирает анамнез в виде беседы. Необходимо точно и честно ответить на вопросы о том, были ли психические заболевания у родственников, как проходила беременность, какие негативные факторы могли воздействовать на развивающийся плод. Нельзя скрывать употребление алкоголя, табака, наркотических средств, сильных медицинских препаратов во время беременности.

Врач уточнит наличие у матери венерологических заболеваний, перенесенных инфекциях во время вынашивания плода. Неврологу необходимо рассказать о сильных травмах головы у ребёнка. Врач после сбора анамнеза проведёт осмотр пациента, визуально оценит пропорциональность развития головы и тела. Невролог оценивает интеллектуальные способности, социализацию с помощью адаптированных тестов. Доктор анализирует речь пациента, способность общаться и устанавливать контакт. Для постановки точного диагноза больного направляют на инструментальную и биохимическую диагностику, которая поможет выяснить причины, клиническую картину и выбрать методы лечения.

Диагностика

При постановке диагноза врач используется возможности инструментальных исследований:

  • рентгенография черепа – выявляются структурные изменения мозга и костей черепа, наличие расхождения швов;
  • электроэнцефалография – определяет биоэлектрическую активность, помогает оценить структурные и обратимые процессы в головном мозге;
  • эхоэнцефалография – помогает выявить поражения тканей мозга, внутричерепные гематомы;
  • реоэнцефалография – демонстрирует изменения в сосудах головного мозга;
  • компьютерная томография – используют для выявления структурных аномалий мозга;
  • магнитно-резонансная томография – позволяет точно локализовать очаг поражения в головном мозге, оценить топографию и размеры, состояние ликворной системы;
  • позитронно-эмиссионная томография – оценивает скорость метаболизма глюкозы в головном мозге;
  • клинический анализ крови для выявления гипотероза;
  • анализ мочи;
  • цитогенетическое исследование – исследуют наличие дополнительного полового хроматина.

При признаках фенилкетонурии проводят анализ на концентрацию фениламина в крови.

Лечение

При лечении олигофрении врачи практикуют медикаментозное и немедикаментозные методы. Прежде чем начать терапию, невролог оценивает, может ли она оказать влияние на этиологические факторы. 

Медикаментозная терапия

При лечении умственной отсталости лекарственные препараты используют для снятия симптоматики, улучшения общего фона. Использую следующие группы препаратов:

  • тиреоидные гормоны – назначают при врождённом гипотиреозе (недостатке гормонов щитовидной железы). Применяют «L-Тироксин», «Баготирокс», «Йодандин»;
  • ноотропные препараты – лекарства, стимулирующие мозговое кровообращения и процессы метаболизма в головном мозге. Назначают для улучшения памяти. Используют при лечении «Пирацетам», «Пиритинол», «Церебролизин»;
  • сосудорасширяющие препараты – назначают для улучшения кровоснабжения головного мозга. Врач выписывает «Энерион», «Сермион», «Актовегин»;
  • диуретики - врач назначает при внутричерепной гипертензии, препараты активизируют выведение мочи, уменьшая количество жидкости в серозных полостях и тканях. При лечении используют «Верошпирон», «Гипотиазид», «Арифон»;
  • фолаты – препараты, содержащие витамин В9, помогают редуцировать двигательные нарушения. Выписывают фолиевую кислоту, «Аксофол», «Супрадин»;
  • психостимуляторы – активизируют психическую активность. Назначают «Фенамин», «Индопан», «Сиднокарб»;
  • рассасывающие препараты – оказывают противовоспалительное действие, снимают отёк головного мозга. Выписывают «Бийохинол», иодид калия;
  • биогенные стимуляторы – активизируют обмен веществ в организме, при лечении используют природные средства, например, экстракт алоэ;
  • противоэпилептические средства – выписывают при судорожном синдроме. Назначают «Карбамазепин», «Лакосамид», «Примидон», вальпроевую кислоту;
  • нейролептики – назначают, если заболевание сопровождается неврозами и психопатоподобными расстройствами. Используют для лечения «Аминазин», «Тизерцин», «Меллерил»;
  • транквилизаторы – обладают успокаивающими свойствами. Назначают «Триоксазин», «Элениум», «Седуксен». 

Улучшить метаболические процессы центральной нервной системы помогают витамины группы В.

Медикаментозное лечение должно осуществляться в соответствие с рекомендациями врача. Строго соблюдается дозировка. Пациентам назначают сильнодействующие препараты. Избыточное употребление антидепрессантов или противоэпилептических препаратов может привести к нарушению координации движений, нарушению сердечного ритма, угнетённому дыханию, коме и летальному исходу. Передозировка нейролептиками может стать причиной проблем со зрением, сонливости, нарушения сознания и комы.

Физиотерапевтические методы лечения

Физиотерапия не является основным методом лечения олигофрении. Ряд методов позволяют создать благоприятные условия для медикаментозного и психотерапевтического лечения пациентов. Используют следующие виды физиотерапии:

  • аэротерапия – воздушные ванны на свежем воздухе обладают успокаивающим эффектом. Действие аэротерапии базируется на улучшении терморегуляции организма, насыщении легких кислородом и положительном психоэмоциональном воздействии;
  • гелиотерапия – солнечные ванны улучшают сопротивляемость к внешним неблагоприятным факторам, увеличивают работоспособность, помогают создать позитивные эмоции;
  • талассотерапия – лечение морским климатом, назначают водную гимнастику на мелководье с теплой водой, гидромассажные ванны с морской водой, обертывание водорослями, массаж в морской воде под душем. Методики стимулируют кровообращение, обладают успокаивающим эффектом, психопозитивным эффектом;
  • бальнеотерапия – назначают радоновые ванны, которые ускоряют обменные процессы в организме, способствуют улучшению состояния кровеносных сосудов и трофики внутренних органов;
  • массаж – обладает общеукрепляющим эффектом, помогает снять психическую нагрузку.

Физиотерапевтические методы лечения назначают с учетом состояния пациента, его возраста, психоэмоционального состояния. Хорошие результаты физиотерапия дает на восстановительном этапе лечения.

Лечебная физкультура при олигофрении

Используемые методики направлены на улучшение общего состояния пациентов, обучение умениям и навыкам, которые пригодятся в жизни. При занятиях в группах лечебная физкультура способствует адаптации в социуме. Разрабатывая индивидуальный комплекс, врач учитывает трудности восприятия поставленных задач пациентом, недостаточное развитие психомоторики, психическую ретардацию больного. Занятия начинают с простых упражнений с постепенным усложнением. Пациентом знакомят с грудным, брюшным и диафрагмальным типом дыхания, учат правильно держать осанку, что улучшает процессы, протекающие в спинном мозге и позвоночнике. 

Комплекс упражнений направлен на развитие координации движений и удержание равновесия, концентрации внимания. Ходьба со сменой направления, эстафеты, подвижные игры помогают развить выносливость. Снять психоэмоциональное напряжение удается с помощью упражнений на расслабление. 

Диета при олигофрении

При различных видах метаболических формах олигофрении назначают специфическую диету:

  • при фенилкетонурии назначается диета на основе продуктов с небольшим содержанием фенилаланина. Из рациона исключаются натуральные белки животного происхождения – мясо, морепродукты, молоко, рыба;
  • при гомоцистинурии из питания исключаются продукты с метионином – яичный порошок, твердые сыры, красную икру, сухое молоко, минтай, скумбрию, ставриду и другую морскую рыбу, кунжут и мясо индейки. Мясо птиц и говядину, нежирный творог потребляют в ограниченном количестве;
  • при галактоземии – из рациона исключаются все молочные продукты.

Питание при олигофрении должно быть регулярным, дробным. Принимать пищу рекомендуется 5-6 раз в день небольшими порциями. Предпочтение стоит отдать овощной и фруктовой диете. 

Немедикаментозное лечение

Кроме медикаментозной терапии, физиотерапии, ЛФК и диеты используют и другие методики немедикаментозной терапии. Это лечение при олигофрении сводится к психолого-педагогической коррекции. Обучение проводится в специализированных дошкольных и школьных учреждениях. Образовательная программа подбирается с учётом интеллектуальных способностей больного. Особое внимание уделяется семейной психотерапии, социальной адаптации. Курсы продолжительностью 2-3 месяца проводятся 2-3 раза в неделю.

Среди немедикаментозных методов лечения наибольшей популярностью пользуются:

  • психотерапия – при выборе способов воздействия учитывается преобладающая проблема. Если доминируют когнитивные расстройства у детей, то проводятся сеансы семейной психотерапии, на которых родителей учат находить положительные черты у ребёнка, которые можно и нужно развивать. При преобладании невротических симптомов, врач учит приёмам аутогенной тренировки – релаксации, арт-терапии. При поведенческих нарушениях проводится кроме индивидуальной групповая терапия, которая помогает скорректировать отдельные проявления психических расстройств, способствует социальной адаптации. При расстройстве моторики врач применяет музыкальную ритмику, которая помогает восстановить координацию движений и моторную интеграцию;
  • лечебная педагогика – учитывает степень и выраженность психических расстройств. Проводится в стационарных и амбулаторных условиях. У пациентов вырабатывают навыки самообслуживания, личной гигиены, помогают развить представления о пространстве;
  • логопедические занятия – направлены на преодоление речевых, грамматических, фонематических нарушений, улучшения навыков арифметического счета и письма;
  • социотерапевтические мероприятия – проводят при компенсированных формах умственной отсталости. Методика лечения направлена на развитие координации движений, организованности. Проводят групповые занятия, где пациенты участвуют в подвижных играх, эстафетах, соревнованиях по легкой атлетике;
  • трудотерапия – используют на стадии реабилитации и социальной адаптации. Столярные, художественные, сельскохозяйственные работы помогают приобрести новые навыки, вернуться к нормальной жизни.

Комплексный подход в немедикаментозном лечении способствует коррекции основных симптомов умственной отсталости, сокращает продолжительность периода декомпенсации и снижает риск рецидива или получения инвалидности. 

Лечение олигофрении в тяжёлой стадии проводится в условиях стационара. Больного помещают в психиатрическую лечебницу.

Если не лечить

Олигофрения – тяжёлое заболевание. Если отказаться от лечения, то состояние больного постепенно ухудшится. На четвертой стадии человек становится идиотом, что превращает его в инвалида. За больным требуется постоянный уход, он ничего не может сделать самостоятельно. Опасность для окружающих представляют агрессивные состояния. При первых признаках рекомендуется обязательное обращение к врачу.

При отсутствии возможности посетить врача по причине удалённости от больницы, поликлиники, нужно воспользоваться услугами онлайн медицины. Для этого нужен доступ к интернету, компьютер с камерой или смартфон. Видеоконференцсвязь поможет получить консультацию у невролога, психиатра с большим стажем работы. Врач проведёт дистанционный осмотр, соберет анамнез, поставит предварительный диагноз и назначит лечение. Это поможет своевременно начать терапию, социальную и психологическую адаптацию больного.

Онлайн медицина отличается следующими преимуществами:

  • доступ к специалистам узкой специализации с большим практическим опытом;
  • экономия времени – нет необходимости ехать в клинику, стоять в очередях;
  • низкая цена услуги, удобные способы оплаты;
  • возможность обратиться за помощью в любое удобное время.

В ходе сеанса видеосвязи доктор поможет скорректировать курс лечения или ЛФК, выбрать правильную диету, расшифровать результаты анализов, подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз. 

Чем помочь себе самостоятельно

Больной не может помочь себе самостоятельно – эта обязанность накладывается на его родителей, близких. Умственно отсталому ребёнку недостаточно только своевременного ухода. Родители обязаны полноценно общаться с ребёнком, несмотря на то, что он не реагирует на это с ожидаемой активностью. Общение мотивирует, помогает осваивать речь, получать навыки. Чрезмерная забота со стороны родителей не требуется, это может помешать становлению самостоятельности.

В более старшем возрасте проявлением олигофрении могут стать приступы агрессии, нарушением сна. В этом случае поможет симптоматическое лечение средствами народной медицины. Буйное поведение можно купировать отваром руты душистой и корней валерианы. При бессоннице рекомендуются тёплые ванны с мятой, душицей, календулой. Перед сном больному можно дать три столовых ложки отвара корня валерианы.

Риски

Олигофрения не относится к заразным заболеваниям, этиология носит наследственный, антенатальный или постнатальный характер. В группах риска следующие категории граждан:

  • имеющие среди прямых родственников людей с психическими отклонениями;
  • проживающие в районах с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • специалисты, работающие с приборами, которые генерируют мощные излучения;
  • употребляющие алкоголь, наркотические средства;
  • больные инфекционными заболеваниями;
  • не получающие профессиональной помощи во время родов.

Более 70% случаев олигофрении – генетические, по этой причине родить ребёнка с умственной отсталостью высокий риск у родителей, на которых воздействуют негативные факторы внешней и социальной среды.

Профилактика

Профилактические меры помогают снизить вероятность рождения ребёнка с олигофренией. Необходимо внимательно относиться к своему здоровью – физическому и психическому. В этом помогут ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом на любительском уровне, отказ от алкогольных напитков, рациональное и сбалансированное питание, здоровый сон.

Особое внимание нужно уделить группам риска:

  • имеющим родственников с психическими отклонениями рекомендуется до зачатия ребенка провести генетические исследования;
  • в районах с неблагоприятной экологией требуется регулярно проходить медицинские осмотры, перед зачатием ребёнка чаще выезжать за город, проходить санаторно-курортное лечение;
  • специалистам, работающим с излучающими приборами, нужно соблюдать технику безопасности, не находиться на производстве дольше рекомендованного времени, а при беременности – перевестись на более безопасную работу;
  • употребляющим алкоголь, наркотические средства нужно полностью отказаться от вредных привычек до зачатия ребёнка;
  • больным инфекционными заболеваниями требуется своевременное, полноценное лечение. Беременным рекомендуется пройти обследование плода.

В случае беременности необходимо встать на учёт в женской консультации, регулярно приходить на медицинское обследование, при необходимости – проходить все назначаемые скрининги. Профилактические меры помогут родить здорового ребёнка.

Дежурный доктор
Быстрая консультация специалиста

Эксперты в этой области

Комментарии
Услуги
Пациенту
Поиск
Блог
Ещё