Задержка развития речи у детей

Момент становления речевого развития ребенка во многом зависит от нас, взрослых: как мы общаемся, говорим, сколько уделяем времени детям во время игр, чтения. Все это важно, если нет более серьезных причин.

Фотография в статье Задержка развития речи у детей.

Речь — это очень важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Овладение речью у всех детей происходит в разные сроки и по-разному. Каждый ребенок развивается индивидуально, зависит от разных факторов и причин.

Причинами отставания в речевом развитии ребенка могут быть разные факторы: патология во время беременности, родов, генетические свойства, поражение органа слуха, отставание ребенка в психическом, психомоторном развитии, недостаточное общение ребенка с взрослыми, детьми, дефекты воспитания.

Становление речи ребенка происходит под влиянием общения с взрослыми, детьми, в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания в семье, в детском коллективе, от обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. В семьях, где мало говорят с детьми — они мало и поздно говорят, нередко это сопровождается общим отставанием в развитии, чего нельзя сказать об их интеллектуальных и речевых способностях, которые могут быть в норме.

В первый год жизни любой здоровый младенец способен воспроизводить более 70 различных звуков и обладает достаточными способностями для усвоения любого языка. В одной языковой среде ребенок издает звуки, свойственные только родному языку. Понимание фраз и слов у детей возникает задолго до того, как ребенок начинает произносить их.

Все дети отличаются друг от друга по срокам развития звуковосприятия и по срокам формирования моторики речевого аппарата.

С момента рождения мы видим у ребенка первые голосовые реакции — крик, плач. Этими сигналами малыш сообщает, что он голоден, у него что-то болит или ему плохо. При крике и плаче тренируется речевой аппарат. К голосовым реакциям новорожденного относятся кашель, чихание, зевание, звуки при сосании.

Интерес к человеческой речи у малыша появляется на 4...5 неделе: при разговоре он перестает плакать, «прислушивается», концентрирует внимание. С 1 мес. возникает реакция успокоения на музыку, колыбельную, пение взрослого. В 5...8 недель на речь взрослого ребенок начинает улыбаться, а с 8 недель — это будет настоящая улыбка, в 9...12 недель появляется смех.

С 6...8 недель при речевом контакте с взрослыми малыш начинает гулить, гукать, но истинное самостоятельное гуление появляется на 2...3 месяце, по типу пения.

В 5...6 месяцев гуление переходит в лепет — повторение слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, но это еще не осмысленная речь. В 9 месяцев лепет имеет больше звуков, появляется интонация речи, длинные ряды слогов. Ребенок отвечает лепетом на речь взрослого, появляются действия на просьбу взрослого, реагируют на свое имя, начинают понимать слово «нельзя». В 9...10 месяцев количество слогов лепета от 4...5 и более. Ребенок активно повторяет за взрослым новые слоги, хорошо копирует интонацию, восклицания, мимику, жесты взрослого.

В 11...12 месяцев малыш чаще смотрит в лицо говорящему, кивает головой, соглашается, качает ею при отрицании. Появляются первые отдельные слова «баба», «мама», «биби» и др. К 1 году ребенок активно рассматривает книги, картинки, выполняет простейшие инструкции. К 1 году количество слогов возрастает от 7 до 10 и более, расширяется пассивный словарь слов (которые ребенок понимает) и активный словарь (которые ребенок произносит).

Диагностика различных форм нарушения развития речи производится не только врачом неврологом, но и логопедом, при необходимости оториноларингологом, офтальмологом, психиатром, психологом, специалистами по коррекционной педагогике.

Принимая во внимание вышеизложенное, хочется обратиться к родителям: гулите, разговаривайте с малышами с рождения, улыбайтесь, играйте с ними в игрушки, пойте песенки, включайте музыку, занимайтесь с ними при любой возможности — все ваши действия оказывают развитие на речь, психическую и эмоциональную сферу ребенка. Но при возникновении задержки речевого развития, не занимайтесь самолечением, идите к специалистам для диагностики и подбора терапии конкретно для вашего малыша.

Назад