Специфические расстройства развития речи

Фотография в статье Специфические расстройства развития речи.

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)), характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции. Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категрию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией.

Общая информация

Специфические расстройства речевого развития (СРРР) согласно МКБ-10 /F-80/- это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Встречаемость у 5-10 % детей дошкольного возраста (Bonneau D.,2004). Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 (TallalP. etal., 1989; StromswoldK., 1998; Stanton-Ghapman Т., etal., 2002). По мнению I. Richard и W.M. McDonald (2004), факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает возможность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетического и раннего гормонального воздействия.

Факторы риска

  • Мужской пол

  • Наследственная отягощенность по СРРР

  • Второй или третий порядок рождения

  • Возраст родителей старше 35 лет

  • Возраст матери до 18 лет

  • Наличие более 4х детей в семье

  • Отсутствие сиблингов

  • Гипоксически-ишемическое повреждения ЦНС в перинатальном периоде

  • Низкий вес при рождении - менее 2500г. и особо низкий - менее 1500г

  • Низкий экономический статус семьи

  • Низкий уровень образования родителей

(TallalP. etal., 2001; Stanton-Chapman T.L.. исоавт.,2002; ChoudhuryN. Benasich A.A., 2003;

Этиология

Наследственные факторы в генезе СРРР. Процент встречаемости СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР около 20%-30%, тогда как в популяции достоверно ниже (ChoudhuryN.BenasichA.A.etal., 2003). От 50% до 70% детей с СРРР имеют ни менее одного члена семьи с подобными нарушениями (TomblinJ.B. etal., 1997). Идентифицирован ряд хромосом ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 - с низкой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь (GathercoleS.E., 1994). C.W. Bartlettи соавт. (2002) выявили специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21). По данным SLIConsortium (2002)2 региона на 16q хромосоме и 19q хромосоме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. Патология перинатального периода как этиологический фактор. Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни (Сагаутдинова Э.Ш. Степаненко Д. Г.,2010).

Особенности кодирования заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) по Международной статической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Классификации

Шифр по МКБ10

Тип расстройства. Симптоматология

Включено

Исключено

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции: использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его паспортному возрасту, при нормальном уровне речевых навыков

- связанное с развитием физиологическое расстройство; - расстройство развития артикуляции; - функциональное расстройство артикуляции; - лепет (детская форма речи); - дислалия; - расстройство фонологического развития.

афазия БДУ (R47.0); - дизартрия (R47.1); - апраксия (R48.2). - нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1); - нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F 80.2); - расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35-Q38); - расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90- H91); - расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70-F79).

F80.1

Расстройство экспрессивной речи: способность ребенка использовать экспрессивную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту; понимание речи находится в пределах нормы; возможно сочетание с расстройством артикуляции.

моторная алалия; - задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) IIII уровня; - связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа

- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9); - общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9). - приобретенная афазия с эпилепсией (синдром ЛандауКлеффнера) (F80.3x); - элективный мутизм (F94.0); - умственная отсталость (F70- F79); - органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0); - дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.2

Расстройство рецептивной речи: понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его паспортному возрасту; экспрессивная речь также значительно нарушена; возможно сочетание с расстройством артикуляции

дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием; - алалия рецептивного типа, связанная с развитием; - невосприятие слов; - словесная глухота.

- приобретенная афазия с эпилепсией (синдром ЛандауКлеффнера) (F80.3x); - аутизм (F84.0x, F84.1x); - элективный мутизм (F94.0); - умственная отсталость (F70- F79); - задержка речи вследствие глухоты (H90-H91); - дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1); - органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0); - органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0); - дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера): на фоне предшествующего нормального развития речи, потеря навыков как рецептивной, так и экспрессивной речи, при сохранении общего интеллекта, сопровождающаяся эпилептиформной активностью на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками

 

афазия: - БДУ (R47.0) - вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3) - при аутизме (F84.0-F84.1)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка:

   

F80.81

Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией или педагогической запущенностью.

   

F80.82

Расстройства развития речи и языка неуточненные: требуют уточнения вида нарушения речи

   

Шифр

по

МКБ10

Тип расстройства. Симптоматология

Включено

Исключено

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции: использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его паспортному возрасту, при нормальном уровне речевых навыков

- связанное с развитием физиологическое расстройство; - расстройство развития артикуляции; - функциональное расстройство артикуляции; - лепет (детская форма речи); - дислалия; - расстройство фонологического развития.

афазия БДУ (R47.0); - дизартрия (R47.1); - апраксия (R48.2). - нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1); - нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F 80.2); - расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35-Q38); - расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90- H91); - расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70-F79).

F80.1

Расстройство экспрессивной речи: способность ребенка использовать экспрессивную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту; понимание речи находится в пределах нормы; возможно сочетание с расстройством артикуляции.

моторная алалия; - задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) IIII уровня; - связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа

- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9); - общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9). - приобретенная афазия с эпилепсией (синдром ЛандауКлеффнера) (F80.3x); - элективный мутизм (F94.0); - умственная отсталость (F70- F79); - органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0); - дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.2

Расстройство рецептивной речи: понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его паспортному возрасту; экспрессивная речь также значительно нарушена; возможно сочетание с расстройством артикуляции

дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием; - алалия рецептивного типа, связанная с развитием; - невосприятие слов; - словесная глухота.

- приобретенная афазия с эпилепсией (синдром ЛандауКлеффнера) (F80.3x); - аутизм (F84.0x, F84.1x); - элективный мутизм (F94.0); - умственная отсталость (F70- F79); - задержка речи вследствие глухоты (H90-H91); - дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1); - органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0); - органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0); - дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера): на фоне предшествующего нормального развития речи, потеря навыков как рецептивной, так и экспрессивной речи, при сохранении общего интеллекта, сопровождающаяся эпилептиформной активностью на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками

 

афазия: - БДУ (R47.0) - вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3) - при аутизме (F84.0-F84.1)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка:

   

F80.81

Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией или педагогической запущенностью.

   

F80.82

Расстройства развития речи и языка неуточненные: требуют уточнения вида нарушения речи

   

Изучение патологии развития речи у детей является междисциплинарной областью, которой занимаются врачи-неврологи, врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи, медицинские психологи (нейро- и патопсихологи).

Американская ассоциация речи и слуха и предлагает следующую классификацию нарушений рецептивной и экспрессивной речи: Расстройства речи у детей, связанные с рецептивными или экспрессивными коммуникативными проблемами

Причины (триггеры)

Расстройства рецептивной речи

Расстройства экспрессивной речи

Психосоциальные проблемы, насилие, унижение, оскорбление ребенка

 

Неразговорчивые, меньше сформированы разговорные навыки, высказывания короче, чем у сверстников; редко выдвигают идеи или обсуждают чувства;

Расстройство аутистического спектра

Трудности анализа, интеграции и переработки информации; неправильное толкование социальных сигналов/знаков

Вариативность речевой продукции от функционально-невербальной или эхолалической речи до почти нормальной речи; использование речи в социальных ситуациях является более сложной задачей, чем использование языковых форм (артикуляция звуков речи, использование синтаксиса); склонность использовать словесные сценарии (штампы); трудности подбора правильного слова по его значению; часто механистическая просодика речи

Травма головного мозга

Сложность установления связей, умозаключений и использования информации для решения проблем; проблемы внимания и памяти, которые влияют на языковую переработку; проблемы в понимании образного языка (метафор и др.) и многозначности слов

Трудность монологической и диалогической речи (рассказ, диалог)

Церебральный паралич

Звуковая дискриминация речи, обработка информации и внимание могут быть проблемными областями; понимание языка зависит от когнитивного статуса

Дизартрическая речь – более медленная скорость, с более короткими фразами или длительными паузами; артикуляция часто неточна при искаженном производстве гласных; качество голоса может быть хриплым или резким, гиперназальным с низким или монотонным тоном; речевая апраксия – замены звуков по близости артикуляции, отсутствие автоматизированной речевой артикуляции, медленный темп речи, без беглости; на развитие языка влияет постановка дыхания и когнитивный статус ребенка

Подверженность наркотикам и алкоголю во внутриутробном периоде

Трудность в понимании речи на слух, особенно абстрактных понятий, многозначных слов и слов, обозначающих время и пространство

Меньше вокализации в младенчестве, плохое использование жестов и задержки в развитии устной речи; слабый поиск слов, короткие предложения и менее развитые разговорные навыки

Расстройства беглости речи

 

Трудности в скорости и ритме речи; фальстарты; повторы звуков, слогов и слов; может сопровождаться нетипичным поведением (например, гримасы, покачивание головы)

Нарушение слуха

Сложности восприятия и дифференцировки звука, распознавание голоса и понимания обращенной речи, особенно при затрудняющих восприятие условиях

Произнесение звуков происходит до 6 месяцев; ограниченный точность артикулирования звуков зависит от степени потери слуха; при устном общении часто усилен вокальный резонанс, страдает точность произнесения речевого звука и синтаксическая структура речи

Интеллектуальная недостаточность

Понимание языка часто ниже когнитивных способностей; трудности с организацией и категоризацией информации, услышанной для последующего поиска; сложность с абстрактными понятиями; Трудность интерпретации информации, представленной в аудитории

Продукция часто ниже нормативных показателей когнитивных способностей; более медленный путь развития, чем у сверстников; тенденция использовать более незрелые языковые формы; тенденция производить более короткие и менее продуманные высказывания

Специфические нарушения речи

Более медленная и менее эффективная обработка речевой информации; ограниченная способность понимать язык

Короткие, не сложные предложения, чем у типичных сверстников; трудности в использовании правил в употреблении слов и построении предложений, неэффективное использование языковых форм в социальном контексте, иногда приводящее к неуместным высказываниям; плохо развитая лексика

Диагностика

  • Прием (осмотр, консультация) врача –невролога

  • Логопедическое обследование

  • Патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование

  • Электроэнцефалография

  • Прием (осмотр, консультация) врача – психиатра (по показаниям)

  • Прием (осмотр, консультация) врача – сурдолога (по показаниям)

  • Аудиография (по показаниям)

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга (по показаниям)

  • Нейропсихологическое обследование

Оцениваются такие показатели развития речи, как речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико-грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использовании средств языка.

Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень несоответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребенку предлагается выполнить ряд действий, используя только речевую инструкцию, показать на картинке предметы, те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне, следует выявить понимание смысла предлогов, вопросов косвенных падежей, различий во времени, числе, падеже.

Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно определить действие, передать смысловые оттенки.

Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, времен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмоциональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интеллект) (Калягин В.А., Овчинникова Т.С. 2004).

Заболевания, обычно впервые диагностируемые в детстве и относящиеся к нарушениям развития ЦНС, и в частности, специфические расстройства речи и школьных навыков, находятся в начале систематики и объединены в диагностическую категорию "нарушения нейроразвития". Данная группа сформирована из диагностических категорий на основании представлений об их общих нейробиологических особенностях. Речевые расстройства вошли в новую категорию

"расстройства социальной коммуникации", где часть синдромов совпадает с "расстройствами аутистического спектра".

Расстройства, связанные с нарушениями нейроразвития, в DSM-5 (англ. Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition – диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания).

Использующаяся в США с 2013 года нозологическая система, "номенклатура" психических расстройств. Разрабатывается и публикуется Американской психиатрической ассоциацией (American Psychiatric Association (APA)).:

  1. Интеллектуальная недостаточность
  2. Расстройства коммуникации:

    • Расстройство речи
    • Расстройство речевой артикуляции (трудности со звукопроизношением, затрудняющие устное общение)
    • Заикание (расстройство владения речью, начинающееся в детском возрасте)
    • Социальное (прагматичное) расстройство коммуникации
  3. Расстройства спектра аутизма
  4. Расстройство внимания и гиперкинетическое расстройство
  5. Специфические расстройства обучения
  6. Двигательные нарушения:
    • Расстройство развития координации движений
    • Стереотипное двигательное расстройство
    • Тикозное расстройство.

Автор: логопед Сидоренко А.С., Дефектолог Иванова Н.В.

Поделиться статьей