Олигофрения

Олигофрения – врождённая или приобретённая до трёхлетнего возраста умственная отсталость, вызванная патологией головного мозга. По международной классификации заболеваний в 10-й редакции относится к группе психических расстройств и расстройств поведения. Объединяет в себя подгруппу заболеваний разной степени отсталости под кодом МКБ F70-F79.

Остались вопросы по теме - воспользуйтесь услугой телемедицины.

  • Симптомы олигофрении

    Особенностью олигофрении стало разнообразие проявлений в эмоциональной, волевой, умственной, познавательной сфере. Больные способны к развитию, но у всех оно осуществляется по-разному. Это выражается в замедлениях, отклонениях, появлении различных патологий. Среди общих симптомов, которые проявляются у детей в разном возрасте, у подростков и взрослых можно выделить:

    • замедленное умственное и физическое развитие;
    • нарушение речи;
    • деструктивное абстрактное мышление – больные не могут дать понятие многим словам, пояснить, как одним словом назвать предметы из общей группы;
    • проблемы с узнаванием людей, распознаванием предметов;
    • сложности в освоении счёта, письма;
    • проблемы с самообслуживанием;
    • повышенная подчиняемость чужим людям, внушаемость;
    • беспричинные вспышки сильных эмоций.

    У больных слабый интерес к окружающим, к происходящим событиям.

    В раннем возрасте у детей характерными признаками олигофрении является:

    • непропорциональное развитие головы, лица, тела;
    • постоянно бледная кожа;
    • ярко выраженная слабость;
    • признаки фенилкетонурии – нарушенный метаболизм кислот, который выражается в частом срыгивании, рвоте, появлении экзем. У ребёнка случаются судороги, а моча и кожа имеют характерный запах плесени;
    • глаза имеют атипичный светлый голубой цвет.

    Многие дети с умственной отсталостью страдают энурезом, тяжело идут на контакт с ровесниками, плохо усваивают социальный опыт. В дошкольном возрасте больные не проявляют интерес к играм, рисованию, работе с конструкторами. Дети действуют хаотично, неадекватно ситуации, так как у них не развито сенсорное восприятие. Волевые процессы не зрелые: малыши действуют импульсивно, у них отсутствует инициативность и самостоятельность.

  • Общая информация

    За интеллект человека отвечает кора головного мозга. Основная нагрузка приходится на лобный, височный и теменной участок, расположенные с левой стороны, и ассоциативные связи между ними. Кора головного мозга представляет собой слой серого вещества, состоящего из клеточных тел нейронов. Здесь происходит высший анализ и синтез нервных импульсов, получаемых от всех органов, рецепторов.

    Кора представляет собой многослойную структуру, созданную десятками миллиардов клеток. При средней толщине около 3 мм, кора весит более 80% от массы всего головного мозга и отвечает за самоконтроль, постановку задач и поиск их решений, приобретение новых навыков.

    Активное формирование коры головного мозга начинается на 3-4 месяце внутриутробного развития. В этот период развиваются борозды, которые увеличивают площадь поверхности. Формируются отдельные участки не равномерно, на их развитие оказывают влияние уровень гормонов в крови матери, других веществ, которые попадают в организм извне. К моменту рождения на коре образуются не только первичные, но и вторичные борозды. Эти формирования выражены не четко и продолжают развиваться после рождения.

    Количество нейронов в головном мозге новорожденного не уступает числу этих клеток у взрослого человека. Особенностью является морфологическая недоразвитость нейронов у малыша. Слои в коре тонкие, слабо различимые между собой, а их центры еще не сформированы. Серое и белое вещество головного мозга ребёнка не дифференцировано, соотношение между ними начинает резко меняться после рождения и уже к 4 месяцам достигает пропорции, характерной для взрослого человека. Это один из самых ответственных периодов в жизни малыша.

    Клеточное строение коры у ребёнка начинает напоминать цитоаритектонику взрослого человека к 1,5- 4 годам. Уже в годик структура головного мозга приближается к своему зрелому состоянию. Кора головного мозга может быть повреждена, вследствие генетических факторов, перенесённых заболеваний, токсикологического воздействия. Патологические изменения становятся причиной отсталости в развитии психики или её неполного формирования. Это выражается в слабых умственных способностях, плохой приспосабливаемости к социальной среде, неконтролируемых эмоциях.

    Заболевание является следствием сложных процессов, происходящих в головном мозге человека. Ребёнку с олигофренией необходимо лечение, специальный подход к развитию. Без медицинской помощи наступает глубокая фаза умственной отсталости, человеку в этом состоянии нужен постоянный уход, так как он не сможет себя обслуживать.